Ответы на вопросы о получении социальных налоговых вычетов по расходам, произведенным с 01 января 2024 года

  1. По расходам какого года действуют новые формы справок?

Новые формы справок об оплате медицинских, образовательных услуг, добровольного медицинского страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования и добровольного страхования жизни, а также физкультурно-оздоровительных услуг предусмотрены только в отношении расходов налогоплательщиков, понесенных с 1 января 2024 года.

  1. Возможна ли выдача новых форм справок по расходам, произведенным в 2023 году?

Выдача новых форм справок об оплате медицинских, образовательных услуг, добровольного медицинского страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования и добровольного страхования жизни, а также физкультурно-оздоровительных услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации в отношении расходов, понесенных до 1 января 2024 года, не допустима.

При представлении новых форм справок по расходам, понесенным до 1 января 2024 года (за 2023, 2022, 2021 годы), налогоплательщику будет отказано в предоставлении социального налогового вычета.

  1. Возможно ли получить социальный налоговый вычет по расходам 2024 года без справки на основании подтверждающих документов (договор, платежные документы и др.)

Предоставление социальных налоговых вычетов по расходам, понесенным с 1 января 2024 года, в части оказанных медицинских, образовательных услуг, добровольного медицинского страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования и добровольного страхования жизни, а также физкультурно-оздоровительных услуг, осуществляется только на основании справок/сведений, указанных в подпункте 2, подпункте 3 (за исключением социального налогового вычета в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации), подпункте 4 и 7 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации.

  1. Как осуществляется отправка сведений о произведенных налогоплательщиками расходах в налоговый орган в электронном виде?

Представление соответствующих сведений, подтверждающих фактические расходы налогоплательщиков на оплату услуг (уплату страховых (пенсионных) взносов), в налоговый орган непосредственно организациями, индивидуальными предпринимателями, негосударственными пенсионными фондами может осуществляться в электронной форме, по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи - при наличии у них технической возможности на такое взаимодействие с налоговыми органами.

Возможность формирования новых форм справок для представления в налоговый орган и сведений о фактических расходах налогоплательщика на оказанные услуги, необходимых для предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в электронной форме предоставлена начиная с версии 4.84 программного обеспечения ФНС России «Налогоплательщик ЮЛ» (ПО размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Программные средства» https://www.nalog.gov.ru/rn77/program/5961229/).

  1. Обязательно ли представление сведений о произведенных налогоплательщиками расходах в налоговый орган в электронном виде?

Представление организациями и индивидуальными предпринимателями сведений в электронной форме осуществляется в добровольном порядке при наличии у них технической возможности на такой обмен с налоговыми органами.

При этом, представление сведений организациями и индивидуальными предпринимателями напрямую в налоговый орган уменьшит трудозатраты поставщиков сведений по заполнению необходимых документов.

  1. Как налогоплательщику узнать направила ли организация, оказывавшая соответствующие услуги, сведения о расходах в налоговый орган?

Указанные сведения будут отображаться в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц» во вкладке «Доходы и вычеты» - «Сведения по социальным вычетам» после их поступления в налоговый орган.

  1. Как получить справку об оплате соответствующего вида услуг в 2024 году для представления в налоговые органы на бумажном носителе? Что необходимо предпринять для направления организацией сведений в электронном виде в налоговый орган?

Обратиться непосредственного в организации или к индивидуальным предпринимателям, которые оказывали соответствующие услуги.

Справка заполняется на основании заявления физического лица (его супруга/супруги) о выдаче справки, оплатившего услуги (взносы), за запрашиваемый налоговый период (год), в котором оказывались услуги (уплачивались взносы) и осуществлялись соответствующие расходы на оказанные услуги. Справка может быть выдана как в течение налогового периода, так и по его окончании.

Форма такого заявления физического лица (его супруга/супруги) является произвольной и может быть определена для целей внутреннего учета организацией и индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

  1. Установлены ли сроки выдачи справки организациями или индивидуальными предпринимателями по заявлениям налогоплательщиков?

Специальные сроки для выдачи справок об оплате услуг (уплату страховых (пенсионных) взносов) для представления в налоговый орган по заявлению налогоплательщика положениями Налогового Кодекса Российской Федерации и приказами ФНС России не установлены.

Вместе с тем, рекомендуем руководствоваться общеустановленными сроками рассмотрения письменных обращений, установленными частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения).

  1. Порядок выдачи справки/направления сведений если налоговый вычет хочет получить супруг (а) за супругу (а), а также распределение сумм расходов между супругами?

В целях получения обоими супругами социального налогового вычета в заполняемой форме справки указывается согласованная супругами сумма расходов конкретного супруга, обратившегося за выдачей справки. Заполнение справок в отношении одних и тех же понесенных расходов одновременно налогоплательщику и его супругу (супруге) не допускается. Cогласование сумм расходов супругов определяется на основании заявления физического лица (его супруга/супруги), представляемого для получения cправки и (или) для представления в налоговый орган cведений о фактических расходах.

  1. Что необходимо сделать если обнаружены несоответствия в представленных сведениях, а также если представлены ошибочные сведения?

Налогоплательщику необходимо обратиться в организацию, которая оказывала соответствующие услуги и представила сведения в налоговый орган в целях представления организацией корректирующих сведений.

Учитывая положения порядка заполнения формы справки, при представлении в течение года в отношении налогоплательщика нескольких справок с указанием суммы расходов нарастающим итогом, в каждой последующей справки указывается номер корректировки, который имеет сквозную нумерацию (например, «0--», «1--», «2--», …, «10-» и так далее).

Особенности определения номера корректировки установлены также порядком заполнения формы справки.

  1. Какой порядок заполнения общей суммы расходов в справках?

Общая сумма произведенных расходов на уплату услуг (уплату страховых (пенсионных) взносов) указывается в справке (в том числе в корректирующей справке) нарастающим итогом за налоговый период (календарный год).

При заполнении справки (корректирующей справки) учитываются как справки, ранее выданные налогоплательщику за соответствующий период, так и сведения, представленные в отношении налогоплательщика за соответствующий период в налоговый орган в электронной форме в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 3.1 статьи 221.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данные требования не ограничивают организацию и индивидуального предпринимателя в выдаче налогоплательщику справки в течение налогового периода в отношении расходов, произведенных за уже оказанные услуги.

  1. Обязательно ли заполнение зоны «QR-код» при подготовке справки с использованием программного обеспечения?

В правом нижнем углу формы справки расположена зона QR-кода.

Согласно порядку заполнения справок раздел «Зона QR-кода» может заполняться с использованием программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании справки вывод на странице Справки QR -кода, содержащего показатели справки. Содержимое QR-кода повторяет информацию, указанную в справке.

Таким образом, раздел «Зона QR-кода» может не заполняться в случае отсутствия у организации и индивидуального предпринимателя технической возможности.

Вместе с тем, заполнение раздела «Зона QR-кода» позволит налогоплательщику автоматически заполнять соответствующие поля сведений при направлении документов для предоставления социальных налоговых вычетов посредством «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц».

  1. При заполнении справки на бумажном носителе необходимо ли проставлять печать организации на подпись ответственного лица?

В случае, если Уставом организации предусмотрено наличие печати, по мнению ФНС России, рекомендуется ее проставлять при заполнении справки на бумажном носителе.

  1. Где можно ознакомиться с информацией о форме справок (сведений) и порядке их заполнения?

Приказы ФНС России об утверждении форм справок и порядка их заполнения, а также формата и порядка представления в налоговый орган сведений о расходах налогоплательщиков на оказанные услуги (уплаченные взносы) размещены на официальном сайте ФНС России:

-https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/14110792/

-https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/14112940/

-https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/14112778/

-https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/14112652/

-https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/14112883/

 

Предоставление социальных налоговых вычетов по расходам, понесенным с 1 января 2024 года, в части оказанных медицинских, образовательных услуг, добровольного медицинского страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования и добровольного страхования жизни, а также физкультурно-оздоровительных услуг, осуществляется только на основании справок/сведений, указанных в пункте 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации.

       С 01.01.2025 в целях получения социальных налоговых вычетов на основании налоговой декларации по налогу на доходы
физических лиц по форме 3-НДФЛ или в упрощенном порядке налогоплательщики будут обращаться к организациям / ИП, в которых понесены соответствующие расходы.

       Приказом ФНС России от 18.10.2023 № ЕД-7-11/755@ утверждена форма справки об оплате образовательных услуг для представления в налоговый орган (форма по КНД 1151158) и порядок представления в налоговый орган образовательной организацией и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, сведений о фактических расходах налогоплательщика на оказанные услуги, необходимых для предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в электронной форме.

       Приказом ФНС России от 08.11.2023 № ЕА -7-11/824@ утверждена форма справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговый орган (форма по КНД 1151156) и порядок представления в налоговый орган медицинской организацией и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими медицинскую деятельность, сведений о фактических расходах налогоплательщика на оказанные услуги, необходимых для предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в электронной форме.

        Формирование сведений о фактических расходах налогоплательщиков, необходимых для предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в электронной форме также возможно в общедоступном программном обеспечении ФНС России «Налогоплательщик ЮЛ» (размещено на официальном сайте ФНС России: https://www.nalog.gov.ru/rn77/program/5961229/).

Представление организациями / ИП сведений в электронной форме
осуществляется по телекоммуникационным каналам связи с применением
усиленной квалифицированной электронной подписи в порядке, установленном приказом ФНС России от 16.07.2020 №ЕД-7-2/448@ «Об утверждении Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерацией и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи».

Контактные данные отдела камеральных проверок №2 для предоставления информации о согласии и сроках применения вышеуказанных справок:

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

тел.: 84957938883 внутр. тел.36010 Матыцына Наталья Николаевна

тел.: 84957938883 внутр. тел. 36074 Мансурова Рамзия Мухсиновна

© Все права на сайт принадлежат АУ "МФЦ городского округа Химки"